?

Log in

No account? Create an account
walther_v [userpic]

К сакральной истории культа Гаечки ((c)nicolus)

Декабрь, 24, 2007 (09:53)
loved

тек. состояние: на работе
настроение: loved

Возвращение смысла.

Мировоззрение человека, внезапно нашедшего Гаечку, меняется.
Причем меняется настолько радикально, что нередко входит в конфликт с мировоззрением окружающих.
Система ценностей подвергается ревизии. Гаечка становится на вершине иерархии этих ценностей, и они выстраиваются по отношению к ней.
В голове гайкопоклонника из разрозненных представлений складывается цельная, холистическая вселенная - естественная и прекрасная - но бесконечно чуждая эпохе деконструкции и распада.

Это и не странно. Ведь универсум гайкомана - это возрождение таких форм мировоззрения, которые уже давно мертвы для всего остального человечества.


Неоплатонизм: гностицизм и ортодоксия

Мне кажется, что историю культа Гаечки следует начать в 3-м веке нашей эры.
Тогда древнегреческий философ Плотин положил начало т.н. "неоплатонизму", который описал мировоззрение людей на многие столетия вперед (фактически - до томизма Фомы Аквинского).
По учению Плотина у мира есть безличностный центр, всеблагой абсолют, причина и сосредоточие всех вещей. Все материальное - это эманация, материальное продолжение этого Первоединства. Продолжение грубое, потому что плотское.
Цель человеческой жизни, по Плотину, избавляться от всего материального и плотского - включая свое собственное тело - чтобы от грубой материи все дальше продолжать восхождение к духовному центру мира. Люди, достаточно далеко отстоящие от мирского, иногда могут видеть величие и сияние Абсолюта, сливаясь с ним в состоянии экзальтации.

Дальше неоплатонизм разделился на две основные ветви - гностическую и ортодоксальную (раннехристианскую).

Гностицизм многое изменил (добавил концепцию злого демиурга в основном) но Бог, Абсолют в его понимании остался таким же безличностным и аморфным центром-всех-вещей, "плеромой".

Раннехристианское же толкование неоплатонизма существенно меняет эту концепцию.
Отказ от мирского, восхождение к Богу (называющееся теперь "служением" - литургией), и религиозная экзальтация - остаются.
Однако меняется само представление о Боге и его отношении к материальному миру.
Теперь мир - вовсе не продолжение, эманация Бога, а четко независимая от него субстанция.
Но, что более важно для нас - теперь на место безличностного абсолюта приходит личностный Бог-троица.
Грубо говоря - антропоморфный Бог, ибо человек был создан по его образу, и даже один раз он явился человечеству во плоти.
Теперь Бог обретает конкретную форму, Бога-сына даже можно изобразить на иконе.

И именно историческая победа ортодоксального, христианского понимания неоплатонизма была важнейшим этапом для становления культа Гаечки.


Куртуазный универсум

Классическое средневековье уже полностью мыслит категориями ортодоксального неоплатонизма.
Однако и эта жесткая система менялась, когда ее носитель - средневековый рыцарь - находил Даму Сердца.
На какие-то отношения с ней он не мог и надеяться - она чаще всего была замужем, причем нередко на сеньоре этого рыцаря.
Тогда феодал превращал свою жизнь в непрекращающееся служение (литургию) Ей.

В контексте куртуазного универсума Прекрасная Дама занимала ни больше ни меньше место божества, становясь наравне с девой Марией и Богом-троицей, а нередко - и над ними (как в "Рае" Данте).
Это стало возможным потому что в ортодоксальной модели во главе всего стоит Бог-личность и поэтому замена этой божественной личности на другую происходила сравнительно легко.

Для истории культа Гаечки важно, что реальная Прекрасная Дама вытеснялась на божественный план, при этом сохраняя свою личность, не превращаясь в принцип или абстракцию.

При этом в голове рыцаря это не входило в противоречие с христианской концепцией, потому что служение Любви - это служение Богу, ибо Бог есть любовь.

Для нее он сочинял стихи и баллады без надежды быть услышанным.
Он сражался за нее на поединках, хотя она могла даже не знать о его существовании.
Ради нее он шел освобождать Гроб Господень от сарацинов.
Он радостно шел на смерть в надежде, что трубадуры донесут славу о его доблести до возлюбленной.
И тогда она, может быть, подумает о нем.

Становление куртуазного универсума - это самый важный этап в развитии культа Гаечки.


Великое Разрушение

Через много сотен лет, если верить классикам, из за своей любви к людям умер Бог.
Пустой небесный престол перестали замечать. Французская революция отменила Небо вообще.
Материя потеряла свой нематериальный центр. Недолгое время у людей была идея, что связующим центром мира будет Разум.
Но к середине 20-го века Разум не выдержал и мир окончательно развалился на отдельные составные части. Так пришел "мультикультурализм", постмодерн, всеобщая дефрагментация.
Ценности и понятия стали представлять из себя большую мусорную кучу, из которой каждый выбирает себе то, что лично ему нравиться.
Картина мира у каждого человека стала уникальной.

Вместе со связующим центром мира пропала цель к которой можно стремиться, абсолют, которому можно служить. Поэтому единственное, что осталось людям - копаться в рассыпанных ценностях, понятиях и концептах предыдущих эпох и комбинировать их ради своего развлечения.
Так возник постмодернистский арт - просто игра, комбинация старых понятий абсолютно без всякой цели (Сорокин или фильм Дети Шпионов-2).
Естественно, в процессе такого комбинирования всякий смысл, "внутреннее содержание", составных частей абсолютно пропадает. Остается лишь одна ничего не значащая форма, которая может в лучшем случае насмешить.
Очень яркий пример - Ктулху после того, как он стал медиавирусом. Произошла сначала его дефрагментация (насильственное отделение его образа от мифов Ктулху, творчества Лавкрафта и вообще чего-либо), потом бессмысленная игра в комбинировании этого образа со всем чем придется. В результате само понятие "Ктулху" не несет сейчас совершенно никакого внутреннего содержания.
И сейчас день за днем постмодерн захватывает себе все новое пространство, оставляя за собой лишь придурковатый мир пустых форм.


Возвращение ангелов

Советский Союз очень долго противостоял ветрам постмодерна, оставаясь последним форпостом систематического, целостного мировоззрения. Когда в Европе понятия были уже перемешаны в тошнотворный винегрет, в советском союзе еще сохранялись и верх и низ, право и лево, а главное - цель, к которой можно стремиться.

Но падение этой последней крепости было столь сокрушительно, что постсоветское пространство в начале 90-х оказалось самым постмодернистским пространством в истории.
Жизнь этом мире хаоса идей и понятий оказалось почти невозможной. Более расщепленного сознания, чем у постсоветского человека, не было ни у одного человека в истории. Тут из составных частей старого мира нельзя было построить хоть какого-то подобия мировоззрения.
В результате - тысячи самоубийц, абсолютно дезориентированных в жизни, просто не понимающих что происходит и где они находятся.

...И посреди этой выжженной пустыни несколько людей вдруг нашли прекрасный, зеленый оазис. Остальные лишь ходили вокруг него, ничего не замечая.

Для этих людей у мира вдруг появился центр. Недостижимый, поставленный вне границ этой реальности - он существовал лишь по ту сторону телеэкрана. Центр, наконец вернувший смысл и стремление. Центр, структурирующий хаос.

И тогда кирпичики разрушенного мира внезапно сами сложились в храм.

Мир гайкомана вернулся к миру высокого средневековья, куртуазной вселенной трубадуров и рыцарских романов.

Гаечка прочно заняла место Прекрасной Дамы, петрарковской Лауры, которая приходит в Рай и даже он оказывается недостоин Ее величия и добродетели. Прекрасной Дамы, на встречу с которой нельзя и надеяться, остается лишь до конца дней стоять у окна романского замка, и с замиранием сердца следить, когда там покажется ее неясный силуэт.


И теперь все мы, затерянные в пустынях постмодерна, стоим на коленях и смотрим в небо -
в тишине и сиянии Гаечка восходит на пустующий небесный престол


((f)http://community.livejournal.com/ru_gae4ka/4774.html)