?

Log in

No account? Create an account
walther_v [userpic]

1Кор 6:19 Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа

Май, 8, 2009 (13:01)
optimistic

тек. состояние: На работе. Торможу. Много нового.
настроение: optimistic

Наткнулся на "статью" про грязное средневековье.
Про рыцарей, не вылезающих из лат, про королей, моющихся 2 раза в жизни, про...
Вобсчем, сказки, ссылающиеся на анекдоты или вообще ни на что не ссылающиеся.
.
Решил "на память" скопировать аргументы защитников человечества.
.
.
.
1. В эпоху Ренессанса, например, люди не только мылись, но и ...позировали художнику в ванной. Вероятно, они предвидели, что их суровые потомки будут думать о них всякие гадости. Но ничего не помогло, всё равно думают.

Жила-была Диана де Пуатье, любовница короля Генриха II. Диана любила мыться, и чтобы все узнали об этом, позвала художника Франсуа Клуэ:

(В те времена (и до XIX века) ванну прокладывали простынёй.)
.
((f)http://zina-korzina.livejournal.com/193495.html)
.
.
.
2. Лживая, но прочно утвердившаяся, [легенда] что Луи XIV [король-Солнце] принял только одну ванну в течение жизни, и что фактически он является моделью неимоверной грязи, скрывающейся под пышными одеждами, мягко говоря, уже себя изжила. Ибо существующие источники информации позволяют резко критиковать этот штамп. Историкам хорошо известен ритуал утреннего подъема короля, предполагающего «утренний туалет, но который следует за некоторыми ночными омовениями, происходящими в полной тишине». [M. Gallo, 1992].
...
А купался ли Луи XIV? На этот вопрос историки всегда отвечают негативно, все-таки отмечая, что случалось королю посетить ванную, но только в случае болезни и по рекомендации врачей. И считали, что такое использование воды не является уходом за телом.
.
Тем не менее, Луи имел привычку с юности и в течение всего отрочества к освежительным купаниям в реке. [JS p.91 (1665) et 101 (1669)]. “Случалось, что он ходил купаться в Конфлан-Сент-Оноре во время пребывания Двора с Сент-Жермене» [Ла Порт в Мемуарах свидетельствует, что в 1651 году король купался вместе с Месье]. Дюбуа – комнатный лакей молодого монарха сообщает, что происходило днем 1648 года: «После полудня было жарко. Королева купалась и король, который тоже хотел купаться с ней, мне приказал пойти отыскать месье Вотьера, первого врача и его настоятельно просить дать согласие на то, чтобы Его Величество принял ванну вместе с королевой». [Moi , Marie du Bois, gentilhomme Vendomois, valet de chamber de Louis XIV. Op cit p.53]

((f)http://www.ateismy.net/content/spravochnik/antiabsentis/lui14.html)
.
.
.
3. pro:
во время очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог снять без посторонней помощи. Процедура надевания и снимания лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше.
... на солнцепеке в латах ему было невыносимо жарко… Но снимать свою броню во время боевого похода бесстрашный рыцарь не рисковал - в смутные времена средневековья было полно киллеров.


contra:
Ну чтож, давайте посмотрим как все было в действительности.
Обстановку возьмем самую что ни на есть боевую: Крестовый поход. И в попутчики себе возьмем летописца Альберта Ахенского.
Представьте себе жара, Малая Азия, по выжженной местности бредет авангард крестоносцев, вокруг рыщут киллеры , то есть сельджуки. Надо быть очень осторожным, но усталость делает свое дело и пилигримы подыскивают место для отдыха. "пилигримы медленно разошлись по лугам и берегу ручейков, чтобы раскинуть свой лагерь, отдохнуть и подкрепиться пищей"
Но чу!
Послышался топот коней и вдруг появляется армия Солимана!
"Но едва Боумэнд и другие отважные мужи сошли с лошадей, как Солиман…быстро появился перед ними с огромной армией. Немедленно и без малейшего отдыха он напал на войско христиан, и его люди, распространившись по всему лагерю, умерщвляли всех встречавшихся им на пути"
Что же делают рыцари? Неужели они прямо в ... латах (которые они по мысли Абсентиса последний раз снимали в своем родовом замке) бросаются в бой на врага?
Ан нет, латы то оказывается, не одеты.
"Боумэнд и другие вожди, озадаченные этим неожиданным поражением, вскочили на лошадей, поспешно надели панцири и, соединив остаток армии в единое целое, защищались мужественно"

((f)http://www.ateismy.net/content/spravochnik/antiabsentis/grjaznaja_tema2.html)
.
.
.
4. после Крещения Руси все путешественники отмечают любовь русских к бане. Другой арабский путешественник Ал-Бекри отмечает картину, отличную от той, что фиксировал Ибн-Фадлан у руссов-язычников.

"И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева... В одном из углов дома устраивают очаг из камней и на самом верху открывают окно для дыма. В доме же имеется резервуар для воды, которой поливают раскаленный очаг, и поднимается тогда пар. В руках у каждого связка сухих ветвей, которой приводят в движение воздух и притягивают его к себе" (Ал-Бекри, 11век)

В записках немецкого путешественника Айрамана, который пешком прошел от Кенигсберга до Нарвы и от Нарвы до Москвы, говорится: "О банях московитов или их привычках мыться я хочу вкратце вспомнить, потому что у нас неизвестно... В общем, ни в одной стране не найдешь, чтобы так ценили мытье, как в этой Москве. Женщины находят в этом высшее свое удовольствие".

"На Руси баня занимала важное место в жизни людей. Из летописи монаха Киево-Печорской лавры Нестора явствует, что в X в. в больших городах Руси, таких как Киев и Новгород, существовало большое количество бань."

В Санкт-Петербурге в 1874 году насчитывалось 312 бань. Большинство из них снабжалось невской водой. Из 312 бань - 46 было торговых и 266 "номерных или семейных".
В Москве в конце 18-ого века при населении около 300 тысяч человек было 64 общественных и 756 домовых бань.

((f)http://www.ateismy.net/content/spravochnik/history/grjaznaja_tema.html)
.
.
.
много ещё можно накопировать, источников нарыть
(да далеко можно и не ходить, по ссылкам каждой цитаты - целые статьи)
но и без того картинка получается однозначной
.
.
5. Заключение
Что и говорить, реальное Средневековье сильно отличается от сказочного мира рыцарских романов. Но и к грязным историям, которые по-прежнему в моде, оно не ближе. Правда, наверное, как всегда где-то посредине. Люди были разные, жили они по-разному. Понятия о гигиене действительно были достаточно дикими на современный взгляд, но они были, и средневековые люди заботились о чистоте и здоровье, насколько хватало их разумения.
А все эти истории… кому-то хочется показать, насколько современные люди «круче» средневековых, кто-то просто самоутверждается, а кто-то вообще не разбирается в теме и повторяет чужие слова.
И напоследок – о мемуарах. Рассказывая об ужасных нравах, любители «грязного Средневековья» особенно любят ссылаться на мемуары. Только почему-то не на Коммина или Ларошфуко, а на мемуаристов типа Брантома, который издал наверное самое крупное в истории собрание сплетен, приправленное собственной богатой фантазией.
По этому поводу предлагаю вспомнить постперестроечный анекдот о поездке русского фермера в гости к английскому. Тот показал фермеру Ивану биде и сказал, что там его Мэри моется. Иван задумался – а где же моется его Маша? Приехал домой – спросил. Та отвечает:
– Да в речке.
– А зимой?
– Да разве долго та зима-то?.

А теперь давайте составим представление о гигиене в России по данному анекдоту.
Думаю, если ориентироваться на такие источники, то наше общество получится не чище средневекового.

((f)http://www.ateismy.net/content/spravochnik/history/8mifovsrednevekovje.html)
.
.
.
6.

Список статей о красоте и гигиене в Средние века:


1) Чистота и гигиена в Средние века.

2) Средства по уходу за зубами. По разнообразным источникам Средневековья и Ренессанса.

3) Каноны красоты. По статье "Средневековая нимфетка" из книги "История красоты" Доминик Паке. Москва, Астрель'Аст 2003.

4) Средневековая диета. Арман из Виллановы, XII в. Цит. по: Жизель Д'Ассайи, "Румяна и красота, или Вечная женственность", 1958.

5) Рецепты по уходу за собой. Pierre RUELLE, L'ornement des Dames. Англо-нормандский текст датируется 13-м веком. Ссылка на источник в интернете.

6) Рецепты по уходу за волосами. По разнообразным источникам Средневековья и Ренессанса.

7) Западноевропейская парфюмерия 13-го века. Перевод статьи. В большинстве своем просто список растений, использовавшихся в парфюмерных целях.!NEW

Не статья, но тоже в тему: Туалетные принадлежности.

((f)http://www.earving.nm.ru/spisok1.html)
.
.
.
P.s.
спасибо, kate-kapella
была бы в ЖЖ - зафрендил бы обязательно

Comments

Posted by: Бот Всея Руси (dasbot)
Posted at: Май, 8, 2009 11:52 (UTC)


:)

1 Читать комментарии